Рынок электричек похож на американские горки. Еще несчастный год назад, полземли готово было покупать подержанные EV на 20-30% дороже новых из-за нежелания стоять в очереди. Сегодня же ты можешь заказать в США тесловский CyberTruck, который будет на твоей парковке уже через 1-2 недели! Что, по секрету говоря, совершенно мать его невероятно, учитывая первоначальные прогнозы ожидания на целые годы вперед. Правда ниже по тексту совсем не про состояния рынков и периоды ожиданий, но про то, какие уроки ваш покорный слуга выучил, проехав на своей Tesla 28K километров.
- Никогда, ни при каких условиях, не дай своей электро-тачке сесть до нуля. Почему? Как минимум, у тебя перестанет работать в машине абсолютно все. Например, ты вряд ли откроешь багажник, и что гораздо важнее — двери. Как максимум — она заблокирует тормоза, поставив тебя на ручник, с которого ты ее уже не сможешь снять. Это значит, что даже если приедет волшебник на эвакуаторе, ему придется умудриться погрузить ее на себя с заблокированными колесами.
ЛАЙФХАК: К счастью, в таком случае есть лекарство — jump start через клеммы (да, они в электричках тоже есть) резервного аккумулятора (то же самое, что и у простой машины). Теперь, зачем нужен jump start, если есть запасной аккумулятор? Затем, что он сядет примерно минут за 10 после того, как сядет основная батарея.
- Если ты просто бросишь полностью заряженную машину на парковке месяцев на 6-7 и куда-то уедешь, то скорее всего ты ее найдешь полностью разряженной. Вероятно вы знаете, что машина потребляет ток ВСЕГДА, даже когда стоит без толку. Надеюсь, что вы также знаете, что если она упадет до нуля и пробудет в таком состоянии недели, и не доведи господь, месяцы, то есть хороший шанс попрощаться с батареей. Как минимум, так утверждает та же Тесла. К слову моя разрядила ~50% батареи за 4 месяца с максимально отключенными системами, потребялющими энергию в состоянии покоя — кандей, бортовые камеры и тд.
ЛАЙФХАК: Единственное, помимо того, чтобы иметь кого-то на приколе и заряжать ее, могу посоветовать лишь отрубить все возможные настройки авто-кондиционирования и видеонаблюдения. Так в Тесле, по умолчанию, включается кондей на определенной отметке температуре, дабы в салоне не было перегрева. Например летом, не отключив подобные прибабасы, батарея разрядиться полностью за считанные недели.
- Эти машины садятся, но не ломаются. Вообще не ломаются. Естественно, данное заявление сделано на примере Tesla Model 3 Long Range, но обратного утверждения я не слышал ни от одного владельца ни одной из электричек. Судя по всему, они почти вечные, за исключением батареи. Батарея же хоть и медленно, но будет умирать, и это главный минус данных машин — их очень сложно будет перепродать за вменяемые деньги в адекватных условиях рынка. Например сегодня, 10-и летнее корыто Toyota Camry на американском рынке теряет ~30% стоимости, 2-х летняя Tesla — 40-50%.
- Электричка — вероятно лучшая машина из всех возможных, если:
а) ты знаешь где ее быстро и дешево заряжать
б) ты используешь ее для ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, а не развлечения
Всем остальным будет либо скучно и грустно, либо их будут бесить вечные поиски и простои на зарядках.
- Реальный пробег ВСЕХ электричек в мире — будь то китайские, американские или европейские, крайне сильно зависит от вашей манеры езды. И слово “крайне” означает, что эта зависимость гораздо сильнее, чем на бензиновых автомобилях. Например, разница в 16 км/ч на трассе, может тебе стоить 20-25% разницы в дальности езды Tesla 3 Long Range на одной зарядке. Соответственно, любителям всегда жать на газ и при этом ездить далеко, они как правило противопоказаны.
- Электромобили ГОРАЗДО БЕЗОПАСНЕЕ на скользких и холмистых дорогах. Причина проста — они все оборудованы колесной рекуперацией энергии, что примерно равно тому, если поставить на жуткие стероиды традиционное торможение двигателем ДВС. Рекуперация с колес будет защищать на горных (да и на простых) дорогах ваши тормоза от перегрева в разы дольше, чем это сделает традиционный автомобиль с похожим весом и тормозной системой. Это также полезно в гололед, ибо по сути вы получите ABS, который довели до совершенства.
- Привыкнув к тяге электродвигателя, будет крайне сложно снова сесть на простой двигатель с коробкой. Когда у тебя молниеносная педаль газа, готовая сорвать твою машину моментально с места без раздумий, то ты чувствуешь себя в каменном веке, садясь на обычный ДВС с обычной трансмиссией. Да, есть очень быстрые НЕэлектрические машины, но говоря о среднем классе до 40-45K баксов, с электричками тягаться на эту тему почти нереально.
- Электромобили на порядок “умнее” тех, что с ДВС. Говоря откровенно, из практики сказать могу только за свою Теслу. Но похожее наверняка есть и у других брендов, ибо сегодняшняя авто-электро мода заключается в копировании того, что однажды сделал Илон Маск. Не секрет, что здесь не существует понятия сгонять на сервис, дабы обновить ПО или навигацию. Но как насчет того, что однажды я обнаружил нечто похожее на 360 градусную парковочную камеру после очередного обновления, отсутствующую при покупке? Или как насчет “поворотного” света, когда фары светят в соответствии с углом поворота руля? Ничего из этих функций не существовало еще полгода назад, и вот однажды, сев за руль, я понимаю, что они просто появились. Как вам такое?