Мне всегда было интересно, почему к одним тянуться, а к другим нет. Почему одних уважают, слушают, пытаются угодить, в то время как других ни во что не ставят, не помнят и не испытывают никаких симпатий. Конечно, есть целая тонна причин, большую часть из которых знает каждый — бабки, власть, известность, определенные способности и качества. При этом, текущее общество, видимо не совсем подозревает об еще одной — сбалансированный эмоциональный банковский счет. Собственно о нем речь ниже.
На этом блоге публикуется только то, в правдивости чего я абсолютно уверен, и достигается эта уверенность, как правило, через личный опыт. Сегодняшняя тема не исключение, а посему скажу, что описанная ниже проблема, была и порой до сих пор бывает и моей проблемой тоже. И пишу я об этом потому, что понимая как работает человеческая психика, вы почти всегда сможете влиять на отношение к вам других людей.
Эмоциональный банковский счет — разница между всеми положительными и отрицательными эмоциями, что вы дали тому или иному человеку, который на основании этого формирует к вам свое отношение.
Даватели VS Забиратели
Приведу пример из жизни. В 2012 я начал вести YouTube канал и сайт на тему иммиграции в США, которые были очень популярными. На пике сайт имел почти 1000 посетителей в день, а канал набрал 30К подписчиков и 5 миллионов просмотров (в 2012 это было круто).
Через различные каналы, мне ежедневно писали по 10-15 сообщений на тему иммиграции. Объединяло эти сообщения одно качество — люди в упор задавали свой вопрос, порой не говоря даже пресловутое “Привет”. В результате, очень скоро я начал отвечать в большинстве случаев просто “Да” или “Нет”, а спустя короткое время и вовсе стал игнорировать почти все сообщения. Почему?
Потому что мой эмоциональный банковский счет очень быстро опустел. Сообщения из разряда “Слушай, распиши ка мне схему переезда в США. Моя история такая… бла бла бла” лишь забирали энергию, совершенно ничего не давая взамен.
При этом, в тех случаях, когда сообщение звучало как “Привет! Спасибо за этот труд! Буду невероятно признателен, если подскажешь…” — оно заряжало хлеще, чем суперчарджер Tesla, и я мог написать целое сочинение в ответ.
А некоторые сообщения звучали примерно вот так “Спасибо за то, что делаешь! Вопросы задавать не буду, так как понимаю, что их итак валом, написал для того, чтобы просто поблагодарить!” В этих случаях пишущий вообще ничего не забирал со “счета”, но наоборот, клал туда огромный эмоциональный депозит! И как правило в ответ получал что-то как “Спасибо за сообщение! Пиши по любым вопросам если будут, постараюсь помочь!” И когда эти люди писали повторно уже с вопросом, тогда я уже отвечал на всю катушку не просто из-за данного обещания, но потому что мне хотелось им помочь совершенно искренне и от всего сердца.
Аналогию можно увидеть практически во всех каждодневных ситуациях. Мы все сплошь и рядом сталкиваемся как с “забирателями”, так и с “давателями”. Понять это очень просто — достаточно лишь вспомнить с кем мы всегда рады провести время при возможности, а кого мы сторонимся любой ценой.
Кредит доверия
Выше была лишь одна плоскость концепции Взять vs Дать. Есть и другая — кредит доверия. Например, если я пообещал разыграть 1 миллион рублей в конце месяца среди всех активных читателей этого блога, коим надеюсь вы являетесь. Затем я это решил не делать под любым предлогом или без него. Как вы будете относиться к любому следующему обещанию от меня? Или еще лучше — как вы вообще будете ко мне относиться? Будете ли вы продолжать читать блог такого автора? Думаю, что вряд ли, ибо я заберу огромную сумму с вашего эмоционального банковского счета — счета доверия.
Теперь представим что я так же передумал делать розыгрыш, но прибавим сюда, что до этого я их устраивал каждый божий месяц без исключения последние 2 года существования блога и каждый раз кто-то уходил с миллионом. Как вы воспримете новость об отмене сейчас? Вероятно тоже негативно, но даже близко не так негативно как в первом случае. Ведь теперь у меня за плечами огромный 2-х летний депозит на ваш счет доверия, и разрушить его достаточно сложно, забрав оттуда что-то всего один раз.
Правда стоит мне начать забирать оттуда регулярно, как он в момент опустеет и пойдет в минус. Ведь есть один нюанс — эмоции вносятся на счет каплями, в то время как забираются оттуда ведрами.
6 главных депозитов на Банковский Счет Эмоций
Пункты ниже придуманы не мной, но отработаны поколениями людей из самых разных сословий, обществ и стран. Большинство из них я увидел в занятной книге от Steven Covey “The 7 Habits of Highly Effective People”, проданной 30-и миллионным тиражом, и вспоминая многие свои падения и взлеты, я не могу с ними не согласиться:
- Воспринимай ситуацию человека с ЕГО колокольни
- Обращай внимание на детали
- Держи свои обещания
- Уточни до малейших деталей все ожидания, которые на тебя возлагаются другими
- Отзывайся хорошо или не отзывайся вообще о тех, кто отсутствует
- Будь искренен в извинениях, когда ты понимаешь, что не можешь следовать данному обещанию