Окружающий мир с детства меня учил, что нужно брать свое, пока оно доступно. В семье же, ровно как и в школе, институте или рабочем офисе, проталкивали, что нужно уступать, помогать и жертвовать, дабы другие могли тоже забрать свое, а порой даже не свое. По первому раскладу, ты превращаешься в вечного хапугу с клеймом “эгоист”, по второму — в вечно упускающего свой поезд жизни во имя других. Что из этого правильно и есть ли золотая середина? Данный пост призван в этом разобраться.
Как это в бизнесе
Если посмотреть на современный мир, то большинство бизнесов, особенно не совсем успешных, и особенно находящихся на территории Российской Федерации (да простят меня здесь живущие), действуют по принципу “Победитель : Проигравший”. Это значит, что одна сторона (бизнес), все время старается победить в любой сделке любой ценой, даже той, что будет означать проигрыш для другой стороны (клиента).
Если это правда, то как же поверье, дескать если клиент не видит пользы, то он никогда не купит продукт или сервис? Дело в том, что концепт Победитель : Проигравший может означать, что клиент хочет и может купить товар/сервис, но при этом чувствует, что ему либо не додали, либо предпочли удовлетворение только своих интересов, но не его.
Например, чуть больше года назад я купил топовые кроссовки от Asics, которые были самыми дорогими из всех, что продавала эта фирма. На обувь действовала гарантия 1 год, в течении которого у них треснула подошва. Это произошло во время одного из моих затяжных трипов по миру, и отправить письмо с гарантийной претензией, мои руки дошли только после возвращения в США. В итоге я опоздал на 3-4 дня со своим запросом на замену кроссовок (гарантия буквально закончилась меньше недели назад). Компания Asics вскоре мне ответила, заявив, что обувь вне гарантийного срока уже как 4 дня и поэтому они ничего не могут с этим сделать.
Честно ли это? Большинство скажут ДА — ты знал что гарантия 1 год и ты опоздал, хоть и всего лишь на несколько дней. При этом, если посмотреть на ситуацию через призму того, кто здесь победитель, а кто проигравший, то большинство согласятся, что ASICS выиграла — они не заплатили никакой компенсации, но я проиграл — номинально кроссовок треснул во время гарантии, но не было никакого возмещения.
Теперь, кому на самом деле принесла пользу данная ситуация? Ответ — НИКОМУ. Почему? Asics потеряли меня как клиента, ибо я больше не буду покупать у них такую дорогую обувь и возможно, не буду покупать никакую обувь вообще. То есть даже при том, что они оставили в кармане деньги за те треснувшие кроссовки, они потеряли намного больше через будущие упущенные продажи. С другой стороны, я тоже потерял, так как а) не получил возмещение б) исключил будущие покупки даже при том, что обувь Asics может быть действительно невероятного качества
Что могло бы быть иначе?
Asics могли пойти на компромисс, как например это многократно делала в мой адрес контора Hokka, а именно закрыть глаза на эти несчастные 4 дня и все равно заменить кроссовки, дав мне “выиграть”. Или, как минимум, дать серьезную скидку на покупку новых. Проиграла ли бы Asics в этом случае? Нет. Просто потому, что она на мне заработала в 10 раз больше в следующие годы.
Как это в жизни
Это бизнес, а что же простая человеческая жизнь? Все то же самое. То же самое с договоренностью пойти в кино вместо ресторана, лечь спать вместо тряски своим телом до утра в клубе, собрать друзей дома, вместо шумного бара и тд и тп. Это одинаково работает с родственниками, друзьями, мужьями/женами, партнерами, детьми и вообще кем угодно, у кого есть свое “я” и есть серое вещество, под названием мозг.
Идея в том, что когда ты создаешь ситуацию Выигрыш:Выигрыш, ты имеешь следующее:
- Ты НЕ теряешь того, кому ты позволил выиграть. Наоборот, тот человек или бизнес, как правило, наоборот ценят тебя еще больше. Ведь ты вывалил все карты на стол и в ситуации, когда партия могла быть сыграна лишь в твою пользу, она была намерено частично отдана твоему опоненту.
- Ты не проигрываешь сам, ведь ты оставляешь себе определенные бенефиты не только в будущих отношениях, но и в текущей ситуации. Например, меняя поход в ресторан на кино, ты все равно проводишь досуг с приятной тебе компанией.
Теперь, текст выше мог тянуть лишь на еще одну философию, если бы он закончился здесь, но я верю в практику, поэтому ниже будут расписаны несколько упражнений, делая которые, так или иначе, ситуации Win Win начнут происходить в жизни гораздо чаще.
К конкретным целям всегда ведут конкретные привычки и действия. Ситуации Win WIn не являются исключением. То есть, чтобы они происходили, нужно внедрить определенные процессы в каждое дело, где ты хочешь иметь такой результат. Нижу перечислены упражнения, которые могут вам помочь:
- Подумайте, в каких будущих делах вам бы пришлось очень к стати создать ситуацию Win WIn.
- Что может быть сделано, чтобы убрать все препятствия для создания такой ситуации?
- Представь себя на другой стороне.
- Спросите другую сторону прямо о том, хотела бы она достигнуть варианта, при котором выиграют оба
- Подумайте о своих 3-х текущих взаимоотношениях, где вы бы могли усилить эмоциональные депозиты
- Определите свою универсальную формулу, которая будет вести к Win Win финалу.